Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3 комбинированного вида"

г.Петропавловск-Камчатский

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер у детей с ОВЗ

· Задержанное психического развития - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. (Лебединский В.В.).

· Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории. (Пузанов Б. П.)
· Задержка психического развития (ЗПР) - пограничное с умственной отсталостью (олигофренией) состояние, т. е. промежуточная форма интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.
Степень задержки развития психических функций может варьировать от легкой - до выраженной.
· При легкой степени становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода;
· При средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период;
· При тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.
Главные клинические признаки ЗПР:
· запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
· эмоциональная незрелость;
· неравномерность развития отдельных психических функций;
· функциональный, обратимый характер нарушений.
Различают
· Первичные задержки - это наиболее распространенные нарушения развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта.
· Вторичные задержки развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца) из-за обменных нарушений и связанных с ними токсическими и гипоксическими воздействиями.