Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 3 комбинированного вида"

г.Петропавловск-Камчатский

«Как определить характер адаптации? Успешная и не успешная адаптация?»

Как вы уже поняли из предыдущих частей, в период адаптации происходит перестройка деятельности практически всех органов и систем. Эта перестройка направлена на выработку новых условных рефлексов. Следовательно, отслеживать и контролировать характер адаптации можно по тем негативным изменениям, с точки зрения взрослых, которые возникают у ребенка в этот период. А также по времени, в течение которого они наблюдаются у вашего ребенка.

Ученые, занимающиеся вопросами адаптации, в ходе систематических наблюдений за детьми пришли к выводу, что оценивать продолжительность и интенсивность адаптационного периода следует по следующим показателям:
Сон и засыпание,
Аппетит,
Эмоциональное состояние,
Адекватность поведения,
Характер общения со сверстниками и взрослыми
Заболевания ребенка.
От чего же зависят данные показатели?
Во-первых, от возраста вашего ребенка. Дети ясельного (1, 5-2 года) и младшего дошкольного (3 года) возраста отличаются друг от друга по многим показателям.
Во-вторых, от пола ребенка. Как правило, мальчики тяжелее адаптируются, нежели девочки.
В-третьих, от психофизического состояния вашего ребенка.
В-четвертых, от личных особенностей (темперамента, уклада и традиций семьи) вашего ребенка.
Формы адаптации.
Медики, педагоги и психологи различают тяжелую и лёгкую форму адаптации, кратковременную и долговременную адаптацию.
Кратковременная адаптация продолжается в течение 2-6 недель, долговременная 6-9 месяцев.
О завершении периода адаптации позволяет судить лишь стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.
У воспитательниц ясельных и младших групп в дошкольных учреждениях разработаны различные карты наблюдений за состоянием здоровья детей в период кратковременной адаптации. В них воспитательницы ежедневно фиксируют особенности поведения и самочувствия ребенка, подмечают положительную динамику. В отдельной графе отмечают и негативные явления у каждого ребенка.
После окончательной нормализации эти сведения отдают старшей медсестре детского учреждения и подклеиваются ею в индивидуальные медицинские карты развития ребенка.
Почему это так важно? Потому что характер адаптации является основным критерием оценки состояния психического здоровья.
Привыкание и адаптация.
У ребенка с хорошими адаптационными возможностями наблюдается успешное приспособление и к детскому коллективу, и к воспитательницам, и к занятиям, словом, ко всему.
Многие родители говорят: «Ничего, пусть поплачет, а потом привыкнет!»
Вот такие родители очень сильно ошибаются. В чем? Ваш ребенок привыкнет со временем…волей или неволей…
Но и в старшей, и в подготовительной группе детского сада встречаются дети, которые не смогли адаптироваться к детскому саду. Вот плохо им и всё тут!!! Смогут ли такие дети успешно адаптироваться к школе? Скорее ответ отрицательный.
Поэтому родителям так важно понимать и различать привычку к детскому саду и адаптацию к детскому саду. Привычка и адаптация - два совершенно разных явления, два разных понятия. «Стерпится – может и слюбится», - это про привычку. «Как рыба в воде, как птица в небе», – это про адаптацию.